ОБ УЧЕНИКАХ-БЕЖЕНЦАХ

 

Алкал Я, и вы дали Мне есть, жаждал, и вы напоили Меня; был странником и вы приняли Меня; был наг и вы одели Меня, был болен, и вы посетили Меня …

Еванглие от Матвея гл. 23, ст. 35-36.

Они видели победоносное вступление наших войск под пение общеславянского гимна в Львов и Галич, они мечтали вместе с нами о прекрасном будущем, о грядущей победе Славянства. Жестокая действительность разрушила все их мечты одну за другой. Вдали от родины, на которой их ждут преследования, они болеют вместе с нами своими молодыми сердцами, видя, как гибнет истекающая кровью Россия, оплот Славянства. Темная зловещая ночь опустилась над головами детей-галичан. Одни плачут о своих погибших родителях, другие мучаются неотвязчивыми мыслями об оставленных на родине родных, судьба которых им неизвестна.

А нужда и голод все крепче и крепче сжимают их в своих объятиях.

В одной сувальской гимназии, куда перешли ученики закрытой летом гимназии для галичан, 270 учеников – галичан, доведенных до крайней степени нужды.

Чем они питаются? Супом без мяса и куском хлеба.

Живут большими партиями в общежитиях (на Малом проспекте, Касадской, Дмитриевской, Старопочтовой и Темерницкой ул.).

При хроническом голоде, они будут еще мерзнуть в общежитиях, вследствие недостатка угля.

Пайков они не получают уже 4 месяца. Многие без белья, обуви и одежды и поэтому не в состоянии посещать уроков.

Городская управа, очень стесненная в материальных средствах, отпустила 500 рублей на столовую и постановила выдавать эти деньги на завтраки (чай с хлебом), которые еще не выдаются.

Следует заметить, что в сувалкской гимназии, занятой преимущественно галичанами, родительский комитет не может работать так, как комитеты других гимназий, т.к. галичане большей частью или сироты, или имеют родителей вне пределов России.

Президиум соединенного родительского комитета, рассмотрев это дело, счел необходимым как можно скорее пойти на помощь, можно сказать, погибающим детям. Он взял на себя инициативу по сбору пожертвования в родительских комитетах и в общих собраниях родителей.

Он проектирует устроить сбор с спектаклей в пользу бедных беженцев-галичан, питая надежду, что граждане придут на помощь денежными пожертвованиями или посещением предстоящих спектаклей или какими-нибудь услугами в этом деле или, наконец, советами.

Но простой арифметический расчет ясно обнаруживает, что для одного прокормления 270 детей потребуется огромная сумма, которую невозможно собрать пожертвованиями. Они могут обуть или одеть несколько детей, но на них невозможно содержать такую массу голодающих.

Мне пришла в голову одна комбинация, которая встретила сочувствие у родительского комитета 1-й ростовской гимназии. Эта комбинация, мне кажется, просто решает эту трудную проблему без сильного финансового напряжения родительских комитетов, но при безусловном участии всех без исключения родительских комитетов.

Я предлагаю разделить эти 270 детей на 30-40 средних учебных заведений г.Ростова и Нахичевани, что даст по 9 человек на каждое.

Каждый родительский комитет берет на себя заботу только о девяти человеках. Только эти девять он берется обуть, одеть и накормить.

Эти 9 человек не потребуют от родительских комитетов денежных расходов, члены родительских комитетов могут кормить по очереди голодающих детей у себя на дому вместе с своими детьми, что введет их в сравнительно небольшой расход. Может быть найдется и старая одежда и обувь, которые будут в настоящем случае пожертвованы охотнее, чем в других случаях, когда не так ясна дальнейшая судьба пожертвованных вещей.

Те из юношей-галичан, которые вследствие особенно чувствительного самолюбия предпочтут пользоваться взаимообразно материальной помощью, могут оставлять родительским комитетам расписки, по которым, по возвращению на родину, они могут выплатить свои долги за обеды, одежду или помещения и уже родительские комитеты сами произведут расчет со своими членами.

Я очень прошу рассмотреть этот проект в родительских комитетах и родительские комитеты, желающие принять в этом участие, уведомить меня, председателя родительского комитета 1-й гимназии, об этом.

Может быть и лица, посторонние родительским комитетам, пожелают прийти на помощь и известят меня об этом.

Я надеюсь и на учащихся. Помимо материальной помощи, получаемой сборами, они могут большую пользу принести сообщением родительскому комитету о нуждах девяти, о которых эти девять будут стесняться непосредственно сообщать нам, но о которых они скорей сообщат молодежи. Может быть живой ум и чуткое сердце молодежи подскажет им и другие меры, не пришедшие мне в голову, и эти меры обсудятся в их организациях.

Проф. Д.МОРДУХАЙ-БОЛТОВСКОЙ.

e-mail:pyrkovve@yandex.ru