ОБ УЧЕНИЧЕСКИХ И СТУДЕНЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Революция поставила, но отнюдь не решила целый ряд проблем. Правильное решение этих всех задач дело будущего, дело эпохи созидательной, которая должна сменить постоянную эпоху разрушения.

В числе их есть одна очень трудная педагогическая проблема: о школьных организациях. Я не противник последних, но считаю, что не правильные решения этой проблемы могут оказаться не сравнено более вредными, чем полный отказ от их разрешения.

Недалеко ходить за фактами, довольно красноречиво говорящими к каким скверным результатам может привести неправильная постановка ученических и школьных организаций.

Вспомним, осеннее резкое посягательствона автономию совета Донского университета со стороны студенческого революционного комитета, и весеннее анекдотическое требования того же комитета передать ключи от университетских помещений студенту, намеривавшемуся совместить в себе должности ректора, проректора, смотрителя зданий и швейцара.

Конечно, в таких случаях деятельность студенческой организации является исключительно разрушительной. Что же касается до созидательной, то, к сожалению, за не многими исключениями, а именно, пожалуй, только в тех случаях, когда дело идет о материальной взаимопомощи, студенческие организации обнаруживают в этом отношении немощность и обычная их судьба: провлачив короткое время свое существование, они затем постепенно умирают.

Такова судьба подавляющего большинства научных студенческих кружков в том случае, если вся инициатива передана в руки молодежи, а не происходит непрерывное возбуждение их деятельности профессорами-руководителями.

На днях мне пришлось услышать от педагога жалобу на то, что гимназисты оправдывают непосещение уроков и свою неуспеваемость тем, что много времени идет на заседания комитета средней школы, причем, вне сомнения, в силу признания различными педагогическими организациями не только большого значения этого комитета, но и его равноправности с ними в решении педагогических вопросов, этот аргумент является вполне реальным.

Между тем, едва ли можно указать хоть какой либо конкретный положительныйрезультат достигнутый этим комитетом. Под усвоенной в известных границах формой коллегиальной деятельности скрывается, в сущности говора, пустота. Вы имеете и председателя, поддерживающего дисциплину, и секретаря ведущего протоколы, но содержание заседания… в продолжении 11/2 часа обсуждение вопроса, можно ли обсуждать в первую очередь вопрос, не поставленный на повестке заседания.

Ясно чувствуется, что молодежь ищет, куда истратить запас молодой энергии, в ней заложенной, но не находит выхода.

Вне сомнения, что у молодежи больше чувства, больше жизненной энергии, чем у нас. Это снаряды, начиненные порохом, которые могут производить путем взрывов работу высокой интенсивности.

Но вместе с тем следует отметить, что их прорывам приходится разбиваться об их неопытность, их незнание. И отмечу, что с этим обычно соединяется и совершенно неправильная оценка своих знаний.

Как вся жизнь, так и педагогическое, административное и хозяйственное дело школы представляется молодежи делом чрезвычайно простым.

Молодой ум, вместо чрезвычайно сложно сплетенных жизненных проблем, видит ряд совсем простых задач, которые он спешит решить с одного размаха, удивляясь недогадливости или нерешительности старших.

Так в соединенном заседании президиумов объединенного родительского комитета средней школы, один из членов последнего, в очень категорической форме, противополагал русскую школу французской, как несвободную свободной, совершенно не имея представления о деспотизме централизации школьного управления во Франции с крайним бюрократизмом и чрезмерно строгим режимом, отсюда вытекающим.

Только в том случае, если молодежь сознает свою неопытность, необходимость помощи со стороны старших, а последние сойдут с точки зрения тактической и трусливой политики, путем временного соглашения с школьными революционными организациями предотвратить всякие неприятности, на точку зрения чисто-педагогическую - проблема об организациях может быть решена.

Прежде всего - равенство учителей и учеников, профессоров и студентов - совершенный абсурд. Профессор, говорящий студенту: ”товарищ”, просто лжет, ища у молодежи дешевой популярности.

Если человек сорока-пятидесяти лет любит молодежь, то это чувство должно быть любовью учителя к ученику, приближающееся к отеческому, а не к братскому чувству. Трудно вообразить в голове профессора такой негибкий мозг, а в груди – такое грубое сердце, на которое не наложили бы свой неизгладимый отпечаток 20-30 лет жизни. Старик должен думать и чувствовать иначе, чем молодой.

Поэтому не может быть и речи, о праве <решающего голоса студентов в факультете, гимназиста в педагогическом совете.

Но отсюда вовсе не следует, что определенные школьные организации не могут принести помощи при решении различных дел, разбираемых в факультетах и педагогических советах.

Вне сомнения, существуют вопросы, обсуждение которых желательно совместно с учащимися, но при непременном условиисерьезного и совершенно внепартийного отношения к делу. Такому обсуждению не может подвергаться вопрос о сокращении программы какого либо предмета, но может быть обсуждаем вопрос о средствах для ее осуществления при минимуме затраченной энергии. При решении вопросов: какие экзамены удобней: до рождественские или после рождественские, весенние или осенние важно услышать мнение студенчества, получить от них определенные сведения. Конечно, обсуждению не подвергается ценность преподавателей, но при определении вынужденных обстоятельствами экзаменационных вопросов важно знать мнение учащихся о степени трудности различных предметов.

Что в иных случаях следовать принципу: audiatur et altera pars (да будет выслушана и другая сторона) оказывается прямо необходимым, можно доказать следующим примером.По введении предметной системы в одном высшем техническом заведении, в котором я преподавал, как это всегда бывает, началось раздувание курсов профессорами с неизменным этих случаях аргументом, что студент может сдавать курс, когда угодно и если курс труден, то тогда, когда себя облегчит сдачей других, более легких, экзаменов.

В результате это привело к тому, что общая сумма страниц достигла таких размеров, что даже хороший студент не мог их одолеть в положенный предметной системой шестилетний срок и должен был, не читая литографированных курсов, готовиться по особым конспектам, скрываемым от профессоров.

В разбираемом нами случае при установке предметной системы с соответствующим изменением экзаменационных требований необходимо было пользование статистическим материалом, который мог быть представлен только слушателями, относящемся к количеству затрачиваемого ими на занятие времени, энергии.

Аналогичного типа вопрос возник и относительно распределения лекций и практических занятий, которые растянулись от 8 часов утра до 9 часов вечера и на невозможность посещения которых всех целиком жаловались мне лучшие студенты. Ясно, что и обсуждение расписания занятий желательно также совместно с слушателями.

К числу осуждаемых совместно со слушателями чисто педагогических вопросов принадлежит также вопрос о введении новых курсов, особенно желательных для большинства слушателей или особого рода репетиций или собеседований, которые представляются студенчеству особенно желательными. Эти особые формы преподавания могут быть допущены временно, как опыты, даже в случае кажущейся для преподавателей бесполезности, так как и в этом случае может получиться некоторый положительный результат в смысле приведения учащихся к большей сознательности, к убеждению, что прежние формы при всех их недостатках пока являются единственно возможными.

Такого рода информационно-совещательная деятельность учащихся возможна и в старших классах средней школы, хотя, конечно, в значительно более узких границах.

Педагогические комитеты, образованные учащимися для обсуждения педагогических вопросов и, пожалуй больше для собирания материалов, должны быть совершенно независимыми от политических.

Было бы лишним доказывать, что совершенно бессмысленно производить туда пропорциональные выборы от различных студенческих политических партий. Туда должны попасть те лица, которые будут признаны товарищами способными принести наибольшую пользу не в смысле срывания различных экзаменационных льгот, а в смысле улучшения дела преподавания.

Здесь должна идти речь не о захвате власти, находящейся в руках преподавателей, а о постепенном завоевании доверия, которое может достигнуть такой высоты, что совещательный голос делегатов от учащихся в некоторых делах de facto получит ту же силу, что решающий голос преподавателя.

Такой педагогический комитет не должен совпадать с советом старост, ибо старосты выбираются для самой разносторонней деятельности и при их выборе, не думаю, чтоб руководствовались теми соображениями, которые отвечают назначению такого комитета.

Деятельность комитета разбивается на три момента.

Во-первых, выработка конкретных, хорошо мотивированных предложений и определенного плана действий в своем кругу.

Второй момент это - обсуждение совместно с президиумом (деканатом и секретарем и т.д.) той педагогической коллегии, куда должно быть внесено идущее от учащихся предложение.

Эта промежуточная инстанция необходима, ибо, считаясь с молодой психологией учащегося, нетрудно видеть что могут быть предложения, внесение которых в коллегию может создать неприятную психологическую обстановку, которую учащиеся по своей неопытности, не могут предвидеть - в этих случаях предложение следует задержать, дав соответствующие объяснения инициаторам.

В иных случаях основательное предложение может оказаться в ненадлежащей форме, которая может быть переработана в этой промежуточной инстанции.

Третий момент это - совместное обсуждение вносимых учащимися предложений в педагогической коллегии, в особо для этой цели устраиваемом заседании.

Участие членов педагогического комитета возможно и при обсуждении вопросов, не вносимых учащимися, но тех, по которым педагогическая коллегия найдет полезным их пригласить, причем эти вопросы предварительно предлагаются на обсуждение педагогическому комитету.

В средней школе все вопросы педагогического характера, обсуждаемые в педагогическом совете и доступные обсуждению учащихся, обсуждаются в родительском комитете. Поэтому представляется, что участие членов педагогического комитета в педагогическом совете должно являться исключительным явлением.

Предложение педагогического характера должно пройти через родительский комитет раньше, чем попасть в педагогический совет.

Ясное дело, что при такой постановке дела, преподаватели и родители в совместной деятельности с учащимися будут не только регулировать их деятельность, но и давать ей здоровую пищу.

По указанному сейчас образцу должны быть построены и другие студенческие (а равным образом и ученические) организации. Университетская советская комиссия, ведающая распределением пожертвований на бедных студентов, должна значительно расширить свою деятельность, работая совместно с студенческим комитетом материальной взаимопомощи, куда должны выбираться опять только лица, признанные наиболее способными именно к этому делу. Такой комитет собирает правдивый материал, относящийся к бедствующим студентам, и вырабатывает различные проекты, относящиеся к улучшению их материального состояния. Эти проекты в иных случаях могут осуществляться студенческими силами, в других, проходя упомянутую выше промежуточную инстанцию, идут в советскую комиссию (состоящую из большого числа членов, чем теперь, разделивших определенным образом его функции).

Здесь опять не должно быть захвата власти, а постепенное завоевание доверия, коллективная выработка понятия о чести, не позволяющего относиться к пособиям так, как иногда, как это ни горько признаться, относятся к ним некоторые легкомысленные элементы.

Я придаю особое значение студенческому суду, который при правильной постановке может иметь большое воспитательное значение. Вне сомнения, в настоящее время такого рода организация, при правильной ее постановке может оказаться наиболее опасной. Для правильного решения вопроса следует встать на совершенно непривычную в университете в настоящее время точку зрения, выводящую университетскую педагогику из области образовательной в воспитательную.

Такой студенческий суд - составная часть этико-воспитательной организации. Членами такого суда выбираются лица, признанные наиболее способными к такой деятельности, они же члены этико-воспитательного комитета. Присяжные заседатели - по жребию. Суд рассматривает только этические проступки. Некоторые наказания могут осуществляться самим студенчеством. Предложения такого этико-воспитательного комитета могут обсуждаться совместно членами комитета с соответствующей преподавательской организацией.

С той же расширенной педагогической точки зрения возможны и эстетическо-воспитательный комитет, задающийся целью эстетического самовоспитания и даже физическо-воспитательный комитет.

Может теперь такого рода деятельности в стенах высшего учебного заведения читателю покажутся смешными, но я твердо уверен в своем пророчестве: лет через сто на всю нашу систему воспитания юношества будут смотреть так, как мы смотрим на средневековую педагогику.

Профессора–лектора сменил профессор–ученый, который теперь постепенно эволюционируется в профессора–учителя.

В далеком будущем – профессор воспитатель, а университеты учреждения высшего интеллектуального, этического, эстетического и даже физического воспитания и самовоспитания.

Мы сами, действительно, плохие еще воспитатели, о нас еще можно спорить: кто мы - товарищи или учителя? Но мы можем совместной работой с молодежью подготовить почву, на которой, если не наши ученики, то ученики учеников дадут таких профессоров, которые уже вне сомнения будут не товарищи, а учителя и не только учителя, но и воспитатели.

Проф. Д.МОРДУХАЙ-БОЛТОВСКОЙ

e-mail:pyrkovve@yandex.ru