ВОСПИТАНИЕ НАРОДА

Вы никогда не убедите безграмотного человека, что может существовать интеллигентный труд, а не только физический, так как он не может понять его.

Отсюда следует, что в деле просвещения нашего народа мы менее всего должны надеяться на культурно-просветительную деятельность среди взрослых крестьян; следует больше всего обратить внимание не на лекции по политической экономии и государствоведению для стариков, а на педагогическую деятельность, относящуюся к крестьянским детям.

То же самое относится и к городскому рабочему классу.

Г-да присяжно-поверенные Керенские! Сыновья оторванных от земли и крестьянства важных сановников городские карьеристы, пропитанные не здоровым запахом наших полей и лесов, а душной атмосферой канцелярских коридоров и ресторанов, бросьте ваше нелепое позирование перед мужиком!

Смешны нам ваши обещания превратить, как волшебной палочкой, речами, прочитанными вами для дам жаждущих сильных ощущений, в защиту политически обвиняемых этих темных людей, которых вы так легко окрестили толпой “возмутившихся рабов”; в новых образованных слушателей, рукоплещущих вашей болтовне, не озаренной любовью.

Всякая культурно-просветительская деятельность среди взрослого некультурного народа обыкновенно обращается в пропаганду, не дает новых идей, но вместо этого усиливает эмоциональные элементы уже имеющихся в неспособном к дальнейшему развитию интеллект идей, каких либо ассоциированных с первыми и ложно ими отождествляемых грубым, не развитым умом.

Национализация земли ассоциирует с “черным переделом”; социалистические теории проходят мимо ушей мужика, остается только одно, что землю следует отнять от бар и передать мужику; это думают не только мужики, но даже ученые люди; следовательно, при первой возможности следует осуществить это на деле.

Я решаюсь высказать даже следующий взгляд, рискуя быть причисленным к обскурантам, что все эти лекции для неинтеллигентных аудиторий по рецепту Керенских только заменяют здравый смысл мужицкого ума.

Мужик может очень здраво судить о делах своего сельского схода или волостного суда, в более простых делах окружного суда оказаться вполне сознательным присяжным заседателем, которому здравый смысл и совесть могут указать правильный путь.

Неужели он сделается сознательным по прослушании курсов гражданского и уголовного права?

Я думаю иначе; простая, хорошо действующая машина отяготится массой деталей, которые только увеличат трение в ее частях, окончательно ее расстроив.

Взрослого мужика вовсе не следует воспитывать . Здесь необходима, во-первых, некоторая дисциплина, делающая невозможным проявление массовых эксцессов, во-вторых, сообщение полезных, чисто практических знаний, не выходящих из сферы тех идей, среди которых привык вращаться ум хлебороба или фабричного рабочего.

Культурно-просветительная деятельность, поскольку она относится к взрослому населению, должна поставить основной задачей сообщение крестьянам сельско-хозяйственных знаний, дающих возможность интенсифицировать их хозяйство.

Юношескому возрасту можно дать и больше. Здесь мы имеем и долю любознательности и живости ума. Здесь, пожалуй, можно говорить о небольшом воспитании ума, но такое воспитание менее всего дается социально-политическими науками, которые, во-первых, вращаются в сфере более неясных и менее устойчивых понятий и еще не вполне сформированных методов и в которых логические элементы, в особенности для неразвитого ума, будут всегда тесно переплетаться с эмоциональными.

Для правильного суждения о социальных и политических вопросах следует развить объективность и чисто интеллектуальную любознательность и это имеет большую ценность, чем специальные знания, относящиеся к этим областям.

Вследствие этого главное содержание программы преподавания Народных университетов должно быть в противоположность наиболее распространенному взгляду – техника и естествознание.

Колоссальная энергия должна пойти на чисто педагогическую деятельность, на воспитание, а не только образование (обучение грамоте) детей необразованных классов.

Глубоко ошибается тот, кто думает, что с введением всеобщего обязательного обучения грамоте, задача будет разрешена, так как едва ли грамотный товарищ мыслит лучше неграмотного. И я думаю, что еще важнее то, чтобы все умели читать и писать, чтобы максимум граждан был пропитан теми идеями, носителями которых является интеллигенция.

В резком противоречии с большевистскими идеями я считаю необходимым поставить в первую очередь проблему об интеллигировании деревни. Проблема эта разделяется на ряд следующих задач: 1) о повышении интеллектуального развития сельских священников и учителей путем соответствующей реорганизации духовных и учительских семинарий; 2) не уничтожение интеллигентных оазисов, а наоборот еще воссоздание новых путем правительственного покровительства интеллигентным поселкам при условии взятия последними участия в образовательной и воспитательной деятельности среди подрастающего крестьянства.

Наконец, я иду дальше. Я напоминаю предложение известной революционерки г.Брешко-Брешковской ввести для молодых девушек в силу основного принципа пропорциональности прав и обязанностей, в случае осушествления полного равноправия полов в параллель мужской воинской повинности – женскую учительскую повинность, в силу которой каждая совершенно летняя интеллигентная девушка должна отбыть год учительницей в деревне.

В этом предложении, известном мне понаслышке, кое что мне остается неясным.

Если рассматривать учительскую повинность, как эквивалент воинской, то такой эквивалент следует пополнить еще другим, распространяющимся на неинтеллигентных девушек, который я не могу себе представить.

Затем нельзя не отметить, что большинство девушек в еще несовершеннолетнем возрасте принимает на себя еще более тяжелую и серьезную материнскую повинность, которая уже не совместима с проектируемой г.Брешко-Брешковской учительской повинностью.

Для остающихся в 21 год незамужними интеллигентных девушек такая учительская повинность в деревне (а не в городе) является тяжелей, чем это на первый взгляд кажется, во-первых она ставит молодую интеллигентную девушку в такую жизненную обстановку, которая предполагает и выносливость и большую самостоятельность, которые в интеллигентных семьях у девушек совершенно не воспитываются, во-вторых, выбрасывая девушку на целый год из ее среды, уменьшают возможность сделаться ей женой и матерью.

Проект Брешко-Брешковской я видоизменил бы таким образом:

Я отнес бы его не к девушкам, а к юношам при этом исключительно с высшим образованием.

Опять в решительном противоречии с царящим теперь взглядом об уничтожении всякой привилегии по образованию, высказанном даже в казачьей программе, я выдвигаю необходимость даже, вопреки демократическому принципу, равенства, использовать имеющиеся в распоряжении государства силы так, чтобы в скорейшее время было бы достигнуто наивысшее поднятие очень низкой культуры нашего народа.

Не вдаваясь в детальную разработку, я намечаю необходимость замены для части молодой интеллигенции воинской повинности – учительской при условии прослушания 2-3 месячных соответствующих курсов и сдачи по ним экзаменов.

По причинам, о которых не стоит распространяться, интеллигенция вынуждена идти отбывать воинскую повинность не по жребию, а вольноопределяющимися и так как вольноопределяющийся имеет значительно меньше шансов быть забракованным, вследствие иных требований, к нему предъявляемых, то фактически интеллигенция совсем не уравнена с интеллигенцией в отношение этой повинности. И фактически не получилось бы нарушения упомянутого выше демократического принципа, если бы в вольноопределяющиеся при высоком образовательном цензе молодые люди принимались бы при тех же условиях, что неинтеллигенты по жребию, причем, между категорией принятых и категорией отнесенных к ратникам и забракованным, вводилась бы категория, которой представлялся бы свободный выбор между одной из обязательных для них воинской или учительской повинностью.

Так как интеллигентный вольноопределяющийся живет, главным образом, на счет своих родителей, то при такой комбинации государство получило бы правда постоянно сменяющийся, а не постоянный технически мало испытанный, но высокого интеллигентного развития штат сельских учителей, очень дешево ему обходящийся.

Оборудование же школ должно производиться на особый школьный налог, взимаемый со всех освобожденных от учительской и воинской повинности.

Проф. Д.МОРДУХАЙ-БОЛТОВСКОЙ.

e-mail:pyrkovve@yandex.ru