О ВОСПИТАНИИ НАРОДА

Жестокий жизненный опыт дал нам хороший урок. Перелистайте страницы протекшей истории русской революции и, я думаю, для большинства мыслящих людей не останется сомнения в том, что хваленая четырехвостка очень красива в теории, но очень скверный, в особенности у нас, в России, эксперимент на практике.

Как мыслит необразованный человек, чем он руководствуется в выборах народных представителей – мы теперь прекрасно знаем и отлично сознаем, насколько серая действительность отличается от тех розовых иллюзий, которые мы создали сидя у себя в кабинетах, делая по всем правилам логики заключения из основных предпосылок, но совершенно не подвергая их психологической критике.

Нам представлялось много случаев близко ознакомиться с типом мышления необразованных людей: солдат, чернорабочих, кухарок и т.д. во время митингов в городском саду. Находились там столь недальновидные интеллигенты, которые старались убеждать ораторов вместо того, чтобы, молча, собирать психологический материал, который можно с успехом использовать в серьезном размышлении над психикой простонародья.

Общее настроение замечаемое в таких митингах, во всяком случае не социалистическое. Мысль, сверлящая голову неинтеллигентного рабочего, отнять от капиталиста все или только часть, не переходя через признанные или этические нормы, и передать отнятое рабочим, а в том числе и ему самому, заставив “буржуя” побыть в том положении, в каком находится рабочий, а рабочему дать возможность побуржуить – вот эта мысль, а вовсе не мечта об уничтожении частной собственности, сопровождаемая бедными и путающимися в ошибках логическим аппаратом, пропитанная злобой и завистью, вырастает в головах нескольких ораторов и охватывает слушателей, пробуждая своеобразную массовую психологию, о которой я говорил в своей статье “Психология масс”.

В одну категорию буржуев валятся совершенно разнородные элементы, так как грубый, с трудом анализирующий и умозаключающий ум при определении классов руководствуется несущественными, чисто внешними признаками. Для него буржуй – фабрикант или банкир, но буржуй также чиновник и профессор, и литератор. Зависть к имеющим деньги переходит в зависть к имущим знание, общественное положение, манеры, хорошее платье ... Отнюдь не социалистические реформы, а осуществление этого желания бедняка-рабочего отнять от богатого его деньги и взять себе, получить все те блага жизни, которые раньше были для него недостижимы, отняв их от прежних владельцев, вот - деятельность неинтеллигентных масс, которые тщетно стараются некоторые интеллигенты и полуинтеллигенты направить на осуществление социалистического идеала.

Следует хорошо оценить психологические результаты такой деятельности.

Я предлагаю интеллигентному человеку произвести небольшой самоанализ. Пусть он сравнит то чувство к серой шинели, которое в нем жило в 1915 году, с тем, которое его заменило в настоящее время. Если он помещик и земский деятель, то пусть он сравнит свою прежнюю готовность работать на пользу меньшей братии с той, которая у него теперь, когда его гнездо разорено разбойничьей мужицкой оравой, которая при этом, обходя обогатевших многоземельных крестьян, применяет свою “аграрную” реформу почти исключительно к дворянским, хотя бы и бедным усадьбам, руководствуясь не то виной их владельцев за слишком длинные родословные, не то за их еще более преступное в настоящее время образование.

Пусть далее он припомнит фигуры ростовских красногвардейцев во время их совместной деятельности с военнопленными немцами за приличное вознаграждение.

Пусть также разберется в своем чувстве к цинизму рабочих, покупающих на разоряющую интеллигентный класс взвинченную заработную плату каракулевые шубки для своих жен и в свои зубы золотые коронки на шестьсот рублей.

Тогда сделается совершенно ясным, что кадры интеллигентных работников в пользу низших классов должны значительно поредеть.

В этом отношении в особенности должна пострадать деревня. План уничтожения деревенской интеллигенции, в случае неосуществления всякого рода принудительных отчуждений прекрасно удается. Уже и теперь ничтожное число поместных дворян, которые, вне сомнения, составляли наиболее работоспособную часть земства и при этом хорошо знающую крестьянство, удается совершенно выжить из деревни. Но кем их заменить? При создавшейся психологической обстановке едва ли найдутся любители идти в народ.

Наших детей следует вдохновлять любовью к своей родине, жалостью к своему несчастному темному и чрезвычайно некультурному народу, преодолеть враждебное чувство к меньшей братии, которое, как самый ядовитый цветок, взрастила углубленная революция.

Прежде всего следует ясно понять психику необразованного человека, совершенно определенным образом уяснить себе, как дурное, так и хорошее, ей присущее.

Следует признать за крайнее психологическое недомыслие отождествление психологии, как дикаря, так и  необразованного человека с детской психологией. Сходство и незначительное и чисто внешнее.

Оно ограничивается только бедностью абстрактных идей и неспособностью развертывать длинные цепи силлогизмов.

В остальном огромная разница.

С одной стороны бесполезное существо, а с другой - муж и отец.

Что общего между чрезвычайной подвижностью детского ума, этого калейдоскопа быстро сменяющихся переживаний, и неподвижностью окристализованного мужицкого рассудка? Можно сказать, что ум каждого даже малоспособного ребенка обнаруживает тенденцию к прогрессированию и разница между детскими умами определяется только выбором областей, в котором идет рост их интеллекта. От ребенка вы постоянно слышите вопрос “почему?”, хотя очень часто, не будучи в силах фиксировать свое внимание вследствие напора быстро сменяющихся образов и идей, ребенок не слушает вашего ответа, забывая свое “почему”.

Не берите юношей, которые представляют промежуточную ступень между ребенком и зрелым человеком, берите 30-40 летнего мужика. Его интеллект не прогрессирует, а как колесо машины совершает постоянно повторяющиеся повороты. Он не стремится все разузнать, он уже знает то, что ему нужно знать. Он, более того, и неспособен к изменению своего кругового движения на прямолинейное, неспособен усвоить новые идеи, научиться новым операциям.

Попробуйте, научив 5-летнего мальчика грамоте, произвести тот же эксперимент с сорокалетним безграмотным мужиком. Результат получится не лучше, как, если бы 70-летний старец начал упражнять гирями свои мускулы в надежде сделаться атлетом, а 60-летняя старуха вздумала бы учиться танцам, мечтая о карьере балерины.

Одно и то же явление, наблюдаемое у детей и у простонародья, обусловливается совершенно различными причинами. Неблагодарность ребенка коренится в его забывчивости. 5-8 летний ребенок легко забывает смерть даже самых близких людей. Его душа легко воспринимает отпечаток, налагаемый жизнью, но этот отпечаток быстро исчезает из поля сознания, совершенно стушевываясь или опускаясь в глубь души под порог сознания вытесненный быстрым потоком новых переживаний. Неблагодарность же мужика коренится в его непонимании делаемого ему благодеяния. Воображая что у барина “деньги куры не клюют”, он всегда очень низко оценивает денежную помощь. Так как барин все может сделать своим словом, то и устройство на какой-нибудь должности ценится невысоко.

Здесь, наоборот, отпечаток накладывается с большим трудом, но может в иных случаях сохраниться на очень долгое время.

Я припоминаю необыкновенно трогательные явления благодарности и преданности простых людей, воспоминания о которых не могут вполне сгладить все наблюдаемые в настоящее время эксцессы неинтеллигентных масс.

В моей голове до сих пор необыкновенно ясно вырисовывается сосновый лес около нашей усадьбы и какое-то странное существо, ползущее по тропинке, которое оказывается крестьянином одной из соседних деревень. Заболев какой-то болезнью мочевого пузыря, бедняга потерял способность ходить по человечьему и двигался с помощью рук, влача за собой ноги и постоянно останавливаясь, мучимый болезненными приступами. Совершенно против ожидания, после какого-то средства, данного моей матерью, он, не знаю, выздоровет-ли окончательно, но во всяком случае вернул себе способность не только ходить, но от части и работать.

Этот человек в продолжении нескольких лет являлся с просьбой позволить ему отблагодарить барыню бесплатной работой, причем в самое страдное время, и его с трудом удалось отговорить от взятого на себя обета. Это один из многих примеров, которые резко отделяют психику мужика от психики ребенка, в жизни которого трудно подыскать такие примеры.

С другой же стороны ребенку чуждо чувство злобы, которое мы, уже помятые жизнью, проектируем в его чистую душу. Но неинтеллигентный человек также помят жизнью как и “барин”.

Слабость рассудка, задерживающего развитие дурных чувств, остающихся на дне души в виде осадка, имеет своим последствием то, что этот осадок у неинтеллигентного человека достигает в зрелые годы значительных размеров и при душевных сотрясениях может замутить всю обычно спокойную и в общем довольно чистую душу.

В то время, как у ребенка нет еще мировоззрения или, лучше сказать, только его эмбрион, который превращается дифференцировкой и развитием дифференцированных частей в организм низшего и высшего рода, у мужика имеется мировоззрение; здесь уже сложившийся низший организм.

Говоря математическим языком, у ребенка нет системы постулатов, которые представлялись бы ему очевидными, в вере в которые его невозможно было бы разубедить.

Иное дело постулаты необразованного человека. Жизнь, а не логика укрепила их в его грубом, не способном к прогрессу мозгу. Всегда в основе наших очевидных постулатов, из которых мы выводим всю картину нашего мировоззрения, лежат главным образом эмоциональные элементы.

В систему постулатов вносится и то, что мы привыкли слышать с детства и во что без критики мы уже с детства начинаем верить, и то, что мы раньше желали, чтобы было, а затем, в силу особых законов психологической эволюции превратили в то, что уже есть или должно быть, наконец, отрицательного характера, отвергающее существование некоторых объектов и явлений - результат сознания невозможности объяснения последних имеющимися в нашем распоряжении средствами.

Вы никогда не убедите мужика, что раздел между крестьянами помещичьих и удельных земель, даст по 2 десятины на душу, если (милая наивность!) оставив без земли не только жаждущих земли мещан (в особенности малых городов), но и рискующих от такой реформы умереть с голоду бобылей (а включая эти категории, по 1/2 десятины на душу), да при этом с перспективой выкорчевывания пней и осушения болот.

Почему? Потому что с самого детства, от отца и от матери, смотревших с своей убогой плоскости на более широкое и более интенсивное хозяйство соседа-помещика, он слышал, что следует отнять землю от бездельника-помещика и передать трудящемуся крестьянину, и с детства привык производить в уме эту дележку не между крестьянами 20 деревень, но только между своими односельчанами, да и то на глаз, не вдаваясь в точные вычисления.

Если вы будите его разубеждать, приводя точный подсчет, может быть и доступный пониманию мужика, он не будет слушать вас или отнесется к этому так, как вы к доказательству нелепости одной из основных аксиом “Начал” Эвклида.

Проф. Д.МОРДУХАЙ-БОЛТОВСКОЙ.

e-mail:pyrkovve@yandex.ru